Главная
Новости Политика Геополитика Мир Россия ИноСМИ Видео

Безответственное отношение СМИ к «российской угрозе»

Трое известных журналистов CNN подали в отставку в понедельник вечером после того, как телеканалу пришлось извиниться и удалить опубликованную на ее сайте статью о связях одного из представителей переходной команды Дональда Трампа Энтони Скарамуччи (Anthony Scaramucci) с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), расследованием которых занимается Конгресс. Эта статья (как и многое статьи американских СМИ о России) была основана на информации из единственного анонимного источника, и теперь руководство телеканала не может гарантировать обоснованность своих главных заявлений.
Руководство CNN, сообщив об отставке трех журналистов, заявило, что «при подготовке статьи не соблюдались стандартные редакционные процедуры». Томас Фрэнк (Thomas Frank), автор статьи (не путать с Томасом Фрэнком, автором книги «Что случилось с Канзасом?» (What's the Matter with Kansas?)), журналист-лауреат пулитцеровской премии Эрик Лихтблау (Eric Lichtblau), недавно перешедший в CNN из The New York Times, и руководитель нового отдела журналистских расследований Лекс Харис (Lex Haris) были уволены после того, как в пятницу вечером на сайте CNN редакция опубликовала письмо-опровержение с извинениями в адрес Скарамуччи:
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА
Обновлено: 23 июня 2017 года, пятница, 22:44

22 июня 2017 года на сайте CNN.com был опубликован материал, в котором имя Энтони Скарамуччи связано с проверкой, проводимой в отношении Российского фонда прямых инвестиций.

Указанная статья не соответствует редакционным стандартам CNN и была удалена. Редакция CNN приносит господину Скарамуччи свои извинения.
Неловкая ситуация, в которой оказался телеканал CNN, усугубляется некоторыми обстоятельствами. Во-первых, информацию, содержавшуюся в статье CNN, впервые опровергло новостное агентство Sputnik, которое пояснило, что ИФПИ отметил в статье несколько «фактических неточностей» (среди них — то, что, Фонд даже не является частью «Внешэкономбанка», российского банка, в отношении которого ведется расследование). Недостоверную информацию заметило и издание Breitbart, которое назвало другие многочисленные фактические ошибки.
И все это случилось после того, как в начале этого месяца телеканал CNN попал в неловкое положение и был вынужден внести исправление в материал. Тогда несколько из его самых известных журналистов, работающих в прямом эфире, заявили (основываясь на информации, полученной от анонимных источников), что Джеймс Коми (James Comey) в своем выступлении в Конгрессе с показаниями собирался отрицать слова Трампа, утверждавшего, что директор ФБР заверил его, что в отношении его, Трампа, никакого расследования не ведется.
Когда же Коми подтвердил слова Трампа, CNN был вынужден внести в материал изменения. «Согласно более ранней версии этого сюжета, Коми был намерен отрицать то, как Трамп интерпретирует содержание их разговоров. Но согласно подготовленным им заметкам и комментариям, Коми кратко излагает содержание трех бесед с президентом, в ходе которых он сказал Трампу, что в отношении лично него расследование не ведется», — заявило руководство телеканала.
Но в том, что касается неловких и унизительных опровержений уже выпущенных материалов о России, телеканал CNN не одинок. Крупнейшие американские СМИ вновь и вновь публиковали и публикуют заявления об угрозе со стороны России, которые, как оказывается, совершенно не соответствуют действительности. Их авторы всегда преувеличивают угрозу и/или выдумывают компрометирующие связи между Москвой и представителями окружения Трампа. Практически во всех случаях в этих сюжетах звучат не подтвержденные доказательствами заявления анонимных источников, к которым эти СМИ без какой-либо критики относятся как к факту. Только потом выясняется, что это абсолютная ложь.
Несколько из самых постыдных подобных случаев произошли в связи с публикациями в газете The Washington Post. 30 декабря газета опубликовала «блокбастер» — страшный сенсационный материал, который немедленно и вполне предсказуемо распространился с невероятной скоростью и вызвал поток сообщений. Российские хакеры, заявляло издание, основываясь на информации из анонимных источников, взломали компьютерную сеть в одной из компаний в американском штате Вермонт и проникли в электрораспределительную систему.
Breaking: Russian hackers penetrated U.S. electricity grid through a utility in Vermont https://t.co/LED11lL7ej
— Washington Post (@washingtonpost) 31 декабря 2016 г.
Washington Post
✔ @washingtonpost
Срочная новость: Российские хакеры проникли в электрораспределительную систему США, взломав компьютерную сеть в штате Вермонт.
03:58 31 декабря 2016 года
Группа российских хакеров взломала компьютерную сеть одной из компаний в штате Вермонт, что свидетельствует об угрозе безопасности электрораспределительной системы США…
Обнаружено вредоносное ПО, указывающее на причастность к взлому группы российских хакеров под названием Grizzly Steppe («Гризли степь».
washingtonpost.com
Это, в свою очередь, спровоцировало журналистов MSNBC и различных чиновников-демократов, которые сразу же забили тревогу, заявив, что Путин пытается лишить американцев тепла в зимний период:
Кайл Гриффин
@kylegriffin1
Губернатор штата Вермонт Питер Шамлин о хакерской атаке русских: «Один из главных разбойников в мире, Путин, пытается проникнуть в нашу электрораспределительную систему».
09:35 31 декабря 2016 года
Буквально каждая деталь этой истории оказалась ложной. Во-первых, энергетическая компания (с которой журналисты The Washington Post не удосужились связаться) выступила с опровержением, отметив, что вредоносная программа была найдена на одном ноутбуке, который не подключен ни к электрораспределительной сети штата Вермонт, ни к более широкой системе электроснабжения США. В итоге редакция газеты была вынуждена изменить текст, усилив смысл по-прежнему паникерского заявления о том, вредоносная программа «свидетельствует об угрозе» безопасности сети электроснабжения США, исходящей от России. При этом она изменила начало статьи, опровергнув главное заявление:
По заявлению властей, российская группа хакеров взломала компьютерную сеть одной из компании, что свидетельствует об угрозе безопасности системы электроснабжения США

Примечание редактора: В первоначальном тексте статьи было некорректно указано, что российские хакеры проникли в систему электроснабжения США. По заявлению властей, фактов, указывающих на это, пока не выявлено. Компьютер компании Burlington Electric, который был взломан, к системе подключен не был.

Джулиет Эйлперин, Адам Энтус
По сообщению представителей властей США, в компьютере компании Burlington Electric было обнаружено ПО, ассоциируемое с российской группой хакеров, которую администрация Барака Обамы называет «Гризли степь».

Хотя российские хакеры это ПО в подрывных операциях активно не используют, по словам чиновников, согласившихся обсуждать секретную тему на условиях анонимности, обнаруженное ПО свидетельствует о наличии уязвимостей в системе электроснабжения США. И это вызывает у властей США опасения в том, что связанные с российским правительством хакеры активно пытаются проникнуть в систему электроснабжения США с целью совершения возможных хакерских атак.
Но потом оказалось, что даже это незначительное вредоносное ПО не имело к российским хакерам никакого отношения и, более того, оно вполне может и не быть вредоносным. После того, как были сделаны эти выводы, The Washington Post пришлось через несколько дней опубликовать новую статью, полностью опровергающую исходный вариант.
По словам источников, знакомых с ходом расследования, связанные с российским правительством хакеры, как оказалось, не взламывали компьютеры компании в штате Вермонт

Эллен Накасима, Джулиет Эйлперин
02.01.2017
По словам экспертов и чиновников, знакомых с обстоятельствами дела, в ходе расследования подозрительной интернет-деятельности, выявленной в компьютере одной из компаний в штате Вермонт, федеральные власти находят факты, свидетельствующие о том, что эта деятельность не связана с действиями российского правительства с целью осуществления контроля над электрораспределительной системой США или проникновения в нее.
В пятницу работник одного из отделов компании Burlington Electric проверял свою почту на сайте Yahoo и поднял тревогу, заметив, что его компьютер соединен с подозрительным IP-адресом, который, по мнению властей, связан российской хакерской группой, проникшей в компьютерную систему Демократической партии. Как заявили руководству компании представители властей, трафик с использованием именно этого IP-адреса зафиксирован не только в системе компании Burlington Electric, но и по всей территории страны. На основании этого можно предположить, что компания не является объектом, представляющим интерес для российских хакеров. Более того, как говорят представители властей, трафик не представляет опасности, поскольку этот IP-адрес не всегда связан с действиями, совершаемыми со злым умыслом.
Если говорить о получивших в последний год распространение в американских СМИ «липовых» сюжетах о «российской угрозе», то подобные неловкие ситуации с опровержением возникают настолько часто, что их количество в буквальном смысле невозможно подсчитать. Менее чем за месяц до своего фарса с системой электроснабжения The Washington Post опубликовала «блокбастер» (историю во многом основанную на черном списке, составленном абсолютно новой, полностью анонимной группой), содержавшей шокирующее утверждение о том, что сюжеты, «подброшенные» или распространенные в рамках российской «дезинформационной кампании», получили более 213 миллионов просмотров.
Эта история развалилась почти сразу. В «маккартистском» черном списке российских дезинформационных СМИ, к которому обращались ее авторы, числилось множество популярных сайтов. Статью многие осудили. И через две недели The Washington Post добавила к статье длинное примечание редактора, напечатав его в самом начале:
The Washington Post
Крейг Тимберг, 24 ноября 2016 г.
Примечание редактора: 24 ноября 2016 г. The Washington Post опубликовала статью о работе четырех групп исследователей, изучающих, как они выражаются, «действия российской пропаганды, направленной на подрыв американской демократии и интересов». Одна из этих групп, настаивающая на анонимности, опубликовала доклад. В нем ученые указали более 200 веб-сайтов, которые, на их взгляд, вольно или невольно публикуют российскую пропагандистскую информацию или соглашаются с ней. Некоторые из этих сайтов были против того, чтобы их включали в список группы PropOrNot, а некоторые (как и сайты, не попавшие в этот список) открыто подвергли сомнению применяемую группой методику и сделанные ею выводы. The Washington Post, не указавшая названий этих веб-сайтов, сама не может ручаться за достоверность научных выводов группы PropOrNot в отношении какого-либо отдельного СМИ, да и авторы статьи таких целей перед собой не ставили. Со времени публикации статьи в The Washington Post группа PropOrNot удалила некоторые сайты из списка.
За несколько недель до этого издание Slate опубликовало еще одну получившую широкую известность статью о Трампе и России. Ее авторы заявили, что был обнаружен секретный сервер, которым компания Трампа Trump Organization пользовалась для связи с российским банком. После того, как эту историю раскрутила сама Хиллари Клинтон, многие СМИ (в том числе The Intercept) разоблачили статью, отметив, что сюжет эта информация распространяется уже нескольких месяцев, но в ее так никто и не поверил. Наконец, The Washington Post недвусмысленно заявила, насколько безрассудными были ее заявления:

The Washington Post
По всей вероятности, секретный почтовый сервер для связи Трампа с Россией не является секретным и для связи Трампа с Россией не предназначен
Филип Бамп, 1 ноября 2016 г.
Из всего того, что должно было создать Трампу проблемы в ходе этих выборов, «работу почтового сервера в автоматическом режиме» я поставил бы в самом конце списка
Несколько недель спустя телеканал C-SPAN сообщил сенсационную новость, объявив, что его компьютерная система была взломана, и контроль над ней осуществляет российский государственный информационный телеканал RT:
pic.twitter.com/ybUWoxNTLn
— CSPAN (@cspan) 12 января 2017 г.
C-SPAN
@cspan
Сегодня днем вещание телеканала C-SPAN в прямом эфире было ненадолго прервано. Вместо него началась трансляция программы телеканала RT. В настоящий момент мы проводим проверку, пытаясь найти причину произошедшего. Поскольку RT является одним из телеканалов, за которым мы регулярно и внимательно следим, мы исходим из предположения, что это — проблема внутренней рассылки. Если наше мнение изменится, мы обязательно уведомим вас об этом.
13 января 2017
Это тоже оказалось абсолютно безосновательным, и телеканалу C-SPAN пришлось опровергать свое заявление:
Исправление: изначально сюжет прошел под заголовком «C-SPAN подтверждает факт кратковременного проникновения в свою сеть, которая использовалась российским информационным телеканалом». Телеканал C-SPAN подтвердил факт кратковременного прекращения трансляции, но пока не определил причину такого прекращения вещания"
В тот же период времени — в декабре 2016 года — газета The Guardian опубликовала статью репортера Бена Джекобса, который утверждал, что у WikiLeaks и его основателя Джулиана Ассанжа (Julian Assange) «уже давно налажены тесные отношения с путинским режимом. Это заявление, наряду с несколькими другими заявлениями, сделанными в этой статье, было сфабриковано. И руководству The Guardian пришлось напечатать к статье опровержение:
Текст этой статьи был изменен. В частности было удалено предложение, в котором говорится, что у Ассанжа «уже давно налажены тесные отношения с путинским режимом». Также было удалено предложение, в котором пересказывалось содержание интервью и говорилось о том, что, по словам Ассанжа, «у WikiLeaks нет необходимости брать на себя роль разоблачителя в России по причине существующих там, по его словам, открытых и конкурентных дебатов». Были внесены изменения с целью уточнения формулировки вопроса, на который отвечал Ассанж, говоря о «многочисленных ярких резонансных публикациях».
Пожалуй, самым значительным информационным вбросом в отношении России была публикация фирмы CrowdStrike, нанятой Национальным комитетом Демократической партии для проведения расследования взлома своего почтового сервера. И опять в тот же период времени — в декабре 2016 года — фирма опубликовала новый отчет, обвинив российских хакеров в неблаговидных действиях (в том числе и в отношении украинской армии). Многие СМИ (конечно же, в их числе и The Washington Post) без малейшей доли критики этот отчет «раскрутили».
Как написала The Washington Post, «фирма, занимающаяся вопросами кибербезопасности, обнаружила убедительные доказательства связи между группой, которая взломала почтовый сервер Национального комитета Демократической партии, и службой военной разведки — основной службой, стоявшей за вмешательством Кремля в выборы 2016 года. Фирма CrowdStrike связала вредоносное ПО, использованное для проникновения в компьютерные системы Комитета демократов, с вредоносным ПО, помогавшим взламывать и отслеживать приложения Android в телефонах, которыми пользовались украинские военнослужащие во время боевых действий против пророссийских сепаратистов на востоке Украины с конца 2014 по 2016 год включительно».
Но и эта история рассыпалась в прах. В марте, после того, как некоторые эксперты поставили под сомнение обоснованность заявлений специалистов фирмы CrowdStrike, она «пересмотрела и опровергла свои высказывания, звучавшие в поддержку заявлений о том, что Россия совершала хакерские атаки с целью вмешательства в прошлогодние президентские выборы в США. И «CrowdStrike отказалась от основных заявлений, сделанных в своем докладе по Украине».
В этих эпизодах больше всего бросается в глаза то, что все они преследуют одну и ту же цель: «раскрутить» и преувеличить угрозу со стороны Кремля. Все средства массовой информации совершают ошибки, и это вполне ожидаемо. Но когда все «ошибки» совершаются ради продвижения одной и той же риторической темы, и когда все они в итоге преследуют одну и ту же пропагандистскую цель, становится очевидным, что они не являются «побочным продуктом» одних лишь заурядных журналистских ошибок.
Публикуя паникерские заявления о российской угрозе и связях Трампа с Россией, можно извлечь огромную пользу. Истории, в которых Кремль и Путин изображаются опасными злодеями, распространяются быстрее остальных, они создают самый большой поток сообщений и обеспечивают тем, кто их распространяет, основную часть профессиональных преимуществ, таких как приглашение на телевидение, наряду с восхвалением в сети и коммерческой выгодой. Именно поэтому такой огромной аудиторией сейчас руководят откровенно бестолковые и пустые конспирологи-противники Трампа. А умами этой аудитории владеют теории российских заговоров. Потому, что настроенные против Трампа пользователи интернета и зрители кабельного ТВ испытывают ненасытный аппетит к историям, в которые они хотят верить (независимо от того, насколько они лживы). И наоборот, тот, кто выражает какой-либо скептицизм в отношении таких историй, становится жертвой массовых обвинений в том, что он является сторонником Кремля или явным агентом.
При желании можно считать совпадением связь между этими огромными преимуществами и выгодами и этим длинным списком безрассудных историй о России. Но занимающий эту позицию человек может показаться излишне великодушным (а то и сознательно легковерным). Для тех, кто так считает, существуют серьезные профессиональные и коммерческие виды вознаграждения. И даже если они попадутся, им мало что грозит (во всяком случае, так было до вчерашнего вечера, когда уволили этих журналистов CNN).
Связанная с этим — и, возможно, более показательная — динамика заключается в том, что когда речь заходит о преувеличении угрозы, исходящей от стран, которые считаются официальным «дежурным врагом», без журналистских стандартов можно обойтись, и зачастую их никто не придерживается. Это такой журналистский принцип, который уже не один раз о себе заявлял. И Ирак здесь является самым запоминающимся (но отнюдь не единственным) примером.
Словом, когда дело доходит до периодических обвинений (независимо от того, насколько они безосновательны) в адрес официальных американских противников, разрешается все, и объектом обвинений может стать кто угодно. И сегодня в этой роли выступает Россия. В более общем плане — чем меньшим авторитетом и могуществом пользуется страна в глазах официального Вашингтона, тем более приемлемым для американских СМИ является публикация ложных заявлений в ее адрес. Свидетельством чего является эта до безобразия пронизанная ложью статья о ведущем комедийной политической передачи на RT Ли Кемпе (Lee Camp), опубликованная недавно в New York Times. (В нее теперь тоже внесено несколько исправлений).
К тому же, реальность такова, что подавляющее большинство статей и репортажей о России и о предполагаемых связях Трампа с Кремлем, основаны исключительно на не подкрепленных доказательствами заявлениях анонимных чиновников, многие (если не большинство) из которых вынашивают тайные планы. Это означает, что они могут свободно выступать с абсолютно ложными заявлениями, ничуть не заботясь о последствиях.
То, что сейчас существует основная проблема с освещением российской тематики, признает даже руководство телекомпании CNN. В результате этого последнего позорного провала исполнительный редактор одного из подразделений телекомпании CNN издал циркуляр (попавший в распоряжение издания BuzzFeed), в котором вводятся новые редакционные ограничения на «размещение любых материалов о России». Это весьма примечательное порицание действий СМИ в отношении Москвы.
Значение этих неправомерных действий журналистов в отношении России, являющейся ядерной державой, переоценить невозможно. Такое отношение к России определяет политику США уже более года. Нагнетание напряженности между этими двумя исторически враждебными державами невероятно взрывоопасно. Всякого рода заявления (независимо от того, насколько они обоснованы) вышли в политическом дискурсе США на первый план и воспринимаются как доказанный факт.
И это все не зависит от того, как безответственность журналистов подливает масло в огонь и заставляет поверить в состоятельность кампании администрации Трампа, направленной на дискредитацию журналистики в целом. А президент, не теряя времени, воспользовался этим последним просчетом и атаковал СМИ:
Wow, CNN had to retract big story on "Russia," with 3 employees forced to resign. What about all the other phony stories they do? FAKE NEWS!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 27 июня 2017 г.
Donald J. Trump
✔ @realDonaldTrump
Вот это да! Телеканал CNN был вынужден опровергать «сенсационную статью о России», а трем журналистам пришлось уволиться. А как насчет других лживых материалов, которые они выпускают? Распространители фальшивых новостей!
13:33 PM — 27 июня 2017 г.
С учетом того, что поставлено на карту, освещением этих вопросов следует заниматься с величайшей осторожностью. Но как показывает эта вереница неловких ситуаций, опровержений и лжи, СМИ на протяжении последнего года руководствуются совершенно противоположными соображениями.
Исправлено: 27 июня 2017 года, 13:03
В первоначальном тексте этой статьи было ошибочно указано, что издание Slate принадлежит компании The Washington Post. Оно принадлежит компании Graham Holdings, которая была владельцем The Washington Post до тех пор, пока в пока в 2013 году ее не купил Джефф Безос (Jeff Bezos). В ходе продажи компания Graham Holdings оставила издание Slate в своей собственности.

Уточнение: 28 июня 2017 года, 9:03 утра
Статья была отредактирована, чтобы уточнить, что именно средства массовой информации, такие как Fortune (а не C-SPAN), который ложно утверждал, что C-SPAN был взломан по RT, в результате C-SPA разъяснил, что не знает причину прерывания.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

532
Похожие новости
10 июля 2017, 15:00
10 июля 2017, 20:00
11 июля 2017, 08:45
10 июля 2017, 15:00
11 июля 2017, 03:45
10 июля 2017, 20:00
Новости партнеров
 
 
Новости партнеров
 
Комментарии
Популярные новости
19 сентября 2017, 09:15
16 сентября 2017, 14:00
17 сентября 2017, 19:30
18 сентября 2017, 18:45
20 сентября 2017, 08:00
19 сентября 2017, 11:45
18 сентября 2017, 10:45