Главная
Новости Политика Геополитика Мир Россия ИноСМИ Видео

"Русская идея" против мирового господства — V

Продолжаем рассмотрение фундаментальной российской постановки проблемы миростроительства — спасения человечества от распространяющегося в мире зла. Тем более, что именно от России ожидает сегодня мир нового слова по изменению существующей глобализационной парадигмы.
В приводимой ниже публикации анализируется развертка и качество различных факторов России как государства-цивилизации, для эффективного противостояния западной универсализации [*].
Предыдущие материалы цикла читать здесь: часть I, часть II, часть III, часть IV.
РОССИЙСКИЙ "БАРЬЕР" ДЛЯ ЗАПАДНОЙ МИРОВОЙ ГЕГЕМОНИИ
Из способности удержания мира от западной универсализации проистекают противоречия России с Западом. Чем утратившая, казалось бы, статус сверхдержавы современная Россия мешает сегодня адептам экспансионного глобализма? Эти препятствия можно установить в широком спектре сфер цивилизационного существования.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Российская мир-экономика в силу имеющейся ресурсной базы и сохраняющихся с советского времени инфраструктур представляет собой потенциально самодостаточную систему. Россия — единственная страна мира, принципиально способная сегодня к автаркийному существованию. Международная изоляция, судя по опыту первых послереволюционных десятилетий XX в., санкций 2014 г. не является абсолютно действенным средством борьбы против России. Напротив, крупнейшие за ее историю экономические прорывы происходили при оптимизации степени открытости. Россия, таким образом, способна экономически оставаться вне рамок системы "нового мирового порядка". Соответственно, с этой возможностью она может стать альтернативным полюсом мировой экономики.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
России единственной исторически удалось соединить коллективистскую ценностную парадигму с парадигмой модерна. Принципы построения общины экстраполировались в ней на организацию всего социума. Посредством российского социального эксперимента дезавуируется тезис об универсальности западного пути общественного бытия. Россия исторически декларировала противоестественность системы капиталистической эксплуатации человека человеком. Имея перед собой вызов российской утопии, Запад был вынужден реализовывать у себя программу построения социального государства. При этом отдельные вершины утверждаемого в России социального эксперимента оказались для Запада недостижимы. Отсюда установка западного проекта на снятие российской претензии к несовершенству социальности Запада.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Российский опыт построения государственности опровергает глобалистское утверждение об универсализме модели либеральной демократии. Речь причем идет не о возможности построения иной политической системы. Примеры такого построения не ограничиваются российским историческим опытом. Дело в другом. Россия доказала модернизационную эффективность государства, организованного на отличной от западной политической модели функциональной основе. Российская государственность, в силу объективных причин, выстраивалась не снизу, как на Западе, а сверху. Не общество учреждало в ней государственную власть, а государственная власть организовывала общественные институты. Проекция, идущая сверху, позволяла установить мост между государством и сферами высшего идеального начала, одухотворяя всю государственность. Система, выстраиваемая снизу, являясь сугубо материальным феноменом, такого рода связи была лишена. Отсюда патологическое неприятие на Западе "российской автократии". Отсюда определение "русского царя" как тормоза мирового прогресса. Отсюда же появление русофобских по содержанию либеральных клише в отношении современного государственного режима России.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Россия создала исторически уникальный тип национально-интегративной государственности. Русский колониализм, в отличие от западного, имел в большей степени коммуникационный, чем экспансионный характер. Принципиально отвергалась положенная в основу экспансии Запада практика колониального этноцида. Россия продемонстрировала потенциальную возможность сочетания многоцветия этнических идентичностей и политического единства. Русский путь полиэтничной консолидации дезавуирует космополитической характер современной глобализации. Положенному в основу западной модели национального государства принципу моноэтнизма гражданской нации Россия противопоставляла альтерглобалистскую симфоническую систему. Вокруг системообразующего ядра государство-образующего народа выстраивалось многообразие земель и этносов. Россия самим фактом своего существования опровергала тезис о предопределенности тренда унификации национальных культур. Западный проект подразумевает, с одной стороны, дезинтеграцию под лозунгом права наций на самоопределение геополитически значимых центров силы, а доводя суверенизацию до стадии атомизированного расщепления, с другой стороны, инициирует процесс космополитического унифицированного всечеловечества. Опыт интегративного полиэтнизма выступает, таким образом, прямым препятствием на пути этого подхода.
РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
Еще более диссонирует с западной практикой монистического миростроительства российский опыт интегративного религиозного сосуществования. Россия — единственная страна, в которой на уровне этноидентификаторов представлены все три мировые религии — христианство, ислам, буддизм. Представление о конфликтогенной парадигме религиозного диалога с позиций российского исторического опыта опровергается. Россия, таким образом, исходя из своей истории имеет право на выдвижение альтерглобалистской доктрины, сочетающей планетарную коммуникативность с традициями многоцветия религиозных идентичностей. Западный проект секулярной унификации становится в этой постановке вопроса неочевидным.
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Российская цивилизация исторически формировалась как альтернативная версия учения Христа. Западно-христианский опыт, вне зависимости от его редакций — католической или протестантской, воспринимался на Руси в качестве еретичества. Соответственно с этим и вся западная цивилизация, со всеми ее проектными установками, объявлялась религиозным подлогом. Такого обвинения ни одна другая культура, помимо русско-православной, выдвинуть Западу не могла. Под сомнение бралась легитимность западного глобализационного проекта. Какое право имел Запад на его выдвижение, если воспреемником единой христианской империи был не он, а Россия? Именно Россия приняла наследие Византии, а через нее и древнеапостольских традиций первозданного христианства. "Византийский комплекс" на Западе так и не преодолен. Это проблема "христианского первородства" и "христианского старшинства". Пока существует Россия как единственный легитимный воспреемник Римской империи — "последнего мирового царства", претензии Запада на роль глобализатора выглядят с религиозной точки зрения несостоятельно. А нелигитимность глобального проекта для христианской семиосферы — это не что иное, как изобличение антихриста.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Россия — единственная страна в мире, оказавшаяся способной к выдвижению альтернативной по отношению к Западному проекту глобализационной идеологии. Некоторое время чаша весов в глобальном проектном противоборстве склонялась в сторону российско-коммунистического планетаризма. Других идеологических конкурентов, способных работать в категориях планетарного миростроительства, у Западного проекта не имелось. Все иные государственные идеологемы формировались в лучшем случае на уровне национально-религиозных амбиций.
Сейчас от России ее друзьями, но и ее врагами ожидается новое слово — "послание миру". "Если не вы, то кто же?" — задают риторический вопрос противники глобализационной унификации в различных уголках планеты. Способность России генерировать альтернативный проект осознается на Западе как угроза, а потому предотвращение такого рода генерации составляет одну из приоритетных задач программы западнического глобализма.
ВОЕННЫЙ АСПЕКТ
Россия — единственная страна в мире, сумевшая не единожды дать успешный вооруженный отпор западной экспансии. Страх перед русским нашествием — реальное психологическое состояние в западном мире. Его оборотной стороной является феномен русофобии. Наличие значительного арсенала ядерного оружия является прямым физическим балансиром западного планетарного экспансионизма. Россия сегодня единственная страна, которая все еще способна физически уничтожить западную цивилизацию. В случае ликвидации российского ядерного арсенала Запад ничто уже не сдерживало бы в установлении прямого диктата над всем человечеством.
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Россия — единственная страна незападного ареала, которая по своим инфраструктурным и кадровым возможностям потенциально самодостаточна. Она все еще способна самостоятельно формировать целостный цикл высоких технологий. Для сравнения: ни Китай, ни Индия, ни Бразилия за отсутствием соответствующей инфраструктурной базы такого рода возможностью пока еще не обладают. Поэтому только Россия при соответствующей политической линии потенциально может стать технологическим конкурентом Запада. С началом модернизации только российская наука и образование оказались способны конкурировать с западной научно-образовательной системой.
Особый потенциал связывается с педагогической традицией российской школы. Реализация наряду с собственно обучением, воспитательной и развивающей функции образовательного процесса давала российскому школьнику ряд преимуществ по сравнению с его западным сверстником. Возможности России в реализации полного технологического цикла определяются потенциальной кадровой обеспеченностью на каждой из соответствующих стадий — ученые, инженеры-конструкторы, квалифицированные рабочие. Наличие обеспеченных системой техникумов и ПТУ высокопрофессиональных рабочих кадров является уникальным и по мировым меркам неоцененным в должной мере российским ресурсом. И наука, и образование в России пребывают сейчас в состоянии деградации. Однако имеющийся инерционный потенциал позволяет им еще какое-то время служить сдерживателем западного проекта в соответствующих сферах [52].
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Особое положение России как потенциального препятствия реализации Западного проекта определяется уже самим фактом ее территориального размаха. С крупнейшим в мире государством, по меньшей мере, нельзя не считаться. Глобализационный проект не будет выглядеть завершенным, если вне рамок его воплощения будет оставаться 1/7 часть сухопутного пространства. Геополитически Россия не просто континентальная держава, а квинтэссенция континентализма. И в этом смысле уже самим фактом своего существования она противостоит атлантистскому проекту. Дихотомия принципов "континентализма" и "атлантизма" определяет статус России как антипода США, а соответственно, и всего Западного проекта. Именно соотносящееся с Россией евразийское пространство характеризуется в геополитике как "ось мира". Лежащие в будуарной зоне Rimland Китай, Индия, Исламский мир, Европа предстают в мировой геополитической конфигурации лишь зоной атлантистско-евразийского (читай — американо-российского) соперничества.
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Один из характерных цивилизационных признаков Запада заключается в его внутренней этической расщепленности. Христианские императивы представляли для западного человека некий идеал, реально недостижимый. Поэтому повседневное бытие определяется на Западе в большей степени этосферой гедонизма. Для других культурных традиций такого рода расщепленность этики в ее повседневном и идеальном отношении была нехарактерна.
Россия же исторически в разных модификационных версиях исходила из установки построения Царствия Божьего на земле. В отличие от Запада ею утверждалась та мысль, что организация общественной жизни на основании христианских императивов возможна. Выведенные за рамки этосферы христианства иные культуры не выступали для западного мира таким же раздражителем, как Россия. Русская же этологическая утопия — это прямой упрек гедонистскому Западу в его бездуховности. Формула России "Иное возможно" дезавуирует этические основания глобалистской универсализации. Апеллируя к духовным основаниям бытия, она создает определенный ценностный барьер на пути реализации Западного проекта. Устраняя Россию, Запад тем самым достиг бы эффекта ретушировки собственной бездуховности.
РЕСУРСНЫЙ АСПЕКТ
Россия обладает мощнейшим в мире ресурсным потенциалом. Эти ресурсы не ограничиваются полезными ископаемыми. В перспективе грядущих глобальных вызовов актуализируется значение запасов пресной воды, экологически чистых зон, незаселенных территорий. Ресурсно Россия даже сильнее совокупно рассматриваемого Запада. Европейская часть западной цивилизации на сегодняшний день энергетически зависима от Российской Федерации. Бесспорно, сама по себе ставка на сырье, ввиду возможности диверсификации сырьевых потоков и смены технологических укладов, стратегически бесперспективна. Однако при сочетании с высокими технологиями и инновационной политикой российские ресурсы могут оказаться в итоге решающим фактором глобального геополитического противостояния. Поэтому при сохранении в руках Российского государства существующего у РФ ресурсного потенциала риски реализации Западного проекта существенно повышаются.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Великое историческое прошлое России не позволяет интерпретировать развитие Запада как универсальную ось мировой истории. Именно она не единожды брала на себя вселенские задачи: будь то освоение космоса или спасение человечества от глобального фашизма и от одностороннего ядерного шантажа. Именно Россия исторически препятствовала предшествующим волнам мировой западной экспансии. Этого ей на Западе, по-видимому, никогда не простят.
Чтобы реализовать проект экспансионной глобализации, препятствие в лице России должно быть устранено. Либо в перспективе не будет России, либо не будет проекта мировой империи. Борьба здесь идет в глобальном плане.
Существует особо семантически емкий символ удерживающей миссии России. В день отречения Николая II от престола 2 марта 1917 г. произошло обретение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Державной", на которой Божья Матерь изображалась с атрибутами царской власти [53]. Православная экзегетика истолковывает явленный образ в качестве перехода функции удерживать мир от тотального распространения зла из рук христианского государства к самой Царице Небесной.
Так и Россия исторически взяла на себя миссию "удерживающей державы", реализуя ее с разной степенью успешности и при вариациях истолкования самого концепта. Неслучайно именно от России ожидает сегодня мир нового слова по изменению существующей глобализационной парадигмы.
[*] Публикация на основе главы 2.8 "„Русская идея“ против мирового господства" фундаментальной коллективной монографии под ред. Сулакшина С.С. "Россия и мир. Российский мировой проект".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ПРИМЕЧАНИЯ
[52] Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. М.: Научный эксперт, 2013, С. 62.
[53] Орехов Д. Святые иконы России. СПб., 1999.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
История мира на основе ценностного критерия развития человека
Роль России в мегавременном эволюционном развитии человечества
Мир без России
Россия на исторической развилке постлиберального перехода
Русская цивилизационная идентичность против космополитизма и нацизма
Грядущая российская политическая трансформация в исторических аналогиях
Формирование идеологии новой трансграничной партии — Интернационала грядущего человечества

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

1081
Похожие новости
23 апреля 2018, 15:00
24 апреля 2018, 02:00
25 апреля 2018, 11:00
24 апреля 2018, 13:00
24 апреля 2018, 15:45
22 апреля 2018, 17:15
Загрузка...
Новости партнеров
 
 
Новости партнеров
 
Комментарии
Популярные новости
19 апреля 2018, 12:30
18 апреля 2018, 20:00
20 апреля 2018, 02:15
21 апреля 2018, 14:00
20 апреля 2018, 15:30
18 апреля 2018, 17:15
19 апреля 2018, 18:00