Главная
Новости Политика Геополитика Мир Россия ИноСМИ Видео

Вызовы миру после разрушения СССР: нравственная деградация — II

От редакции "Россия навсегда": В каждую эпоху появлялись пророки "апокалипсиса", говорящие, что худшие времена в истории, максимизация сил зла уже достигнута. Поэтому на основании количественных данных необходимо проверить, не окажутся ли современные разговоры о мировой деградации подобным проявлением аберрации близости. И действительно ли упразднение советской исторической альтернативы (распад СССР и мирового социалистического блока государств в 1991 г.) стало не только очевидной "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века" для евразийского пространства, но и подлинным планетарным бедствием?

Исследованию этого вопроса посвящена четвертая глава "Вызовы миру" из II тома новой фундаментальной коллективной монографии "Россия и мир. Российский мировой проект", в которой предположение о нравственной деградации современного мира после распада СССР доказывается на основании количественно выраженных показателей — по трендам развития, их приближения/удаленности по отношению к нравственным идеалам человечества.

В данной части подробно рассматриваются мировые тренды эрозии ценностей традиции, смысложизненной определенности, научной картины мира, а также рост мигрантофобии и экологических угроз.

Предыдущая часть I цикла доступна здесь.

Авторы 2-х томного труда Центра "Россия и мир. Российский мировой проект" под общ. ред. С.С.Сулакшина:

Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Балмасов С.С., Безруков А.Э., Белов П.Г., Богдан И.В., Вершинин А.А., Вилисов М.В., Генюш С.В., Гудков Д.Д., Ермолов М.О., Каримова Г.Г., Кравченко Л.И., Куропаткина О.В., Колесник И.Ю., Лексин В.Н., Орлов И.Б., Путинцев И.С., Сазонова Е.С., Тимченко А.В., Хвыля-Олинтер Н.А., Шестопалова А.В., Шишкина Н.И.

***

4.1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ МИРА — ЯВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ЭРОЗИЯ ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИИ

Логика развития мирового центра традиционное общество — модерн — постмодерн связана с эрозией традиций. Между тем традиции являются важнейшим институтом очеловечивания человека. Через традиции транслируется из поколения в поколение накопленный социальный опыт и реализуется, таким образом, ценностная функция преемственности.

То, что именно страны "золотого миллиарда" наиболее поражены в отношении ценности традиции наглядно подтверждают опросы "World Values Survey". Разрыв между ними и странами, сохраняющими структуры традиционного общества (прежде всего странами исламского цивилизационного ареала), имеет принципиальный характер. Среди детрадиционализированных стран находятся Россия и Китай. Данные "World Values Survey" показывают, что в своем современном состоянии ни Россия, ни Китай ценностной альтернативы западноцентричной системе мироустройства не выдвигают. Китайский экономический прорыв соотносится с той же материалистической и потребительской парадигмой, на основе которой выстроена современная аксиологическая система Запада (см. рис. 4.1.24)[19].

Рис. 4.1.24. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов, считающих важным для себя следовать традициям

В мире в целом все более очевидно артикулируется запрос на ретрадиционализацию. Об этом свидетельствует, в частности, некоторый рост доли респондентов, считающих приверженность традиции крайне важным ценностным ориентиром. Такой рост фиксируется исключительно для незападных стран мира (рис. 4.1.25).

Рис. 4.1.25. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов, считающих важным для себя следовать традициям

Вопрос состоит в том, насколько проявленный по двум последним опросам "World Values Survey" симптом станет устойчивым в качестве мирового тренда. Эта перспектива сопряжена, впрочем, и с определенной угрозой в отношении нравственного прогресса человечества. Гипертрофированный акцент на ценности приверженности традициям создает основания для движения религиозного фундаментализма. На временной интервал последнего по опросам "World Values Survey" приходится феномен "арабской весны", выведшей на авансцену мировой политики направление радикального традиционализма.

*

КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ БЫТИЯ

Принципиально важна в плане движения человечества к нравственному идеалу мировоззренческая определенность бытия.

Человеку свойственно задумываться о смысле жизни. Когда же такой рефлексии не происходит, реализуются технологии манипулирования массовым сознанием. Некий готовый набор ценностей и норм преподносится человеку как само собой разумеющееся. Как следует из опросов "World Values Survey", западный человек в настоящее время преимущественно манипулируем. По всем странам "золотого миллиарда", доля населения, часто задумывающаяся о смысле жизни, ниже среднемирового уровня. Показательно, что Европа поражена в мировоззренческом отношении в большей степени, чем США. Среди аутсайдеров по поискам смысла жизни находятся современная Россия и Китай.

Выхолощенность этого ориентира для России, как страны традиционно отличающейся повышенной рефлексией в поисках смыслов бытия, особо разрушительна по отношению к ее идентичному образу (рис. 4.1.26)[20].

Рис. 4.1.26. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов, часто задумывающихся о смысле жизни

При рассмотрении соответствующего показателя во временной развертке обнаруживается цивилизационная разновекторность развития мира. Еще в 1980-е гг. она не была очевидна. Доля лиц, задумывающихся о смысле жизни, совпадала в странах "золотого миллиарда" с общемировым уровнем. Однако с начала 1990-х гг. значимость мировоззренческих поисков на Западе стала устойчиво снижаться. Снятие идеологической альтернативы в лице международной социалистической системы привело к соответствующей эрозии и применительно к лишившимся очевидного образа идеологического врага западным сообществам. Напротив, в незападном мире начинается поиск новых смысловых основ бытия (рис. 4.1.27).

Рис. 4.1.27. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: доля респондентов, часто задумывающихся о смысле жизни

Западный путь развития, ориентированный на стимулирование потребительской гонки, имеет для индивидуума свои естественные пределы. Эти пределы определяются ограниченностью материальных ресурсов. Наступает момент, когда двигаться дальше ни в плане потребления, ни в плане статусного продвижения для человека более невозможно. Неважно, достигается этот предел на уровне среднего класса, либо финансовой элиты — для каждого он свой. Но во всех случаях вопрос "А что дальше?" неизбежен. Для человека-потребителя достижение такого предела означает утрату смысла жизни. Отсюда крайне низкие позиции стран Запада по индексу счастья. Отсюда же широко распространение антидепрессантов.

Противопоставить этой тупиковой линии можно путь нематериального, духовноцентричного приращения. Ввиду своей нематериальности такое приращение неограниченно. Оно может реализоваться бесконечно долго во временной перспективе. В рамках такого противопоставления преимущества комфортности жизни западного сообщество становятся не столь абсолютными. Соответственно, оно лишается и внешней привлекательности для других, перестает быть предметом вожделений[21]. Альтернативная модель соотносится с цивилизационным опытом России, русским идеократическим типом государственности. Для перехода (точнее возврата) к ней нужно, прежде всего, утвердить новое понимание: что есть человек и в чем состоят его потребности. Это предполагает активное включение механизмов воспитания и пропаганды.

Понятно, что материальная сторона жизни не должна быть репрессирована. Такой репрессинг означал бы деформацию природы человека в противоположном направлении. Но принципиально важно установление иерархии — духовное подчиняет материальное.

*

КРИЗИС ВЕРЫ В НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Исторически модерн был связан с культом науки. За счет веры в науку выстраивалась аксиология научно-технического прогресса. Однако и этот ценностный ориентир в период постмодерна также выхолащивается. В том, что наука и высокие технологии делают мир лучше, убеждены в настоящее время только около 21,2% населения мира. Западный мир, опережавший когда-то остальное человечество в развитии научных потенциалов, не является на сегодня более наукоориентированным в ценностном плане, чем незападные сообщества. Убеждены, что наука делает мир лучше, только 16,0% населения стран "золотого миллиарда". Такое отставание западного мира симптоматично. Всех тех аксиологических преимуществ, которые когда-то позволили Западу стать мировым лидером, в настоящее время он лишился. Фиксация этого дает само по себе основание прогнозировать грядущие глобальные перемены (рис. 4.1.28)[22].

Рис. 4.1.28. Опрос "World Values Survey" 2010—2014 гг.: доля респондентов, считающих, что мир при помощи науки стал существенно лучше

*

ИММИГРАНТОФОБИЯ

Одним из значимых, продуцирующих высокий уровень конфликтогенности в мире вызовов современности является рост иммигрантофобии. Еще в 1980-е гг. такой проблемы в планетарном масштабе не было. Средний уровень иммигрантофобии в мире составлял менее 5% респондентов, указывающих на принципиальную нежелательность для себя жить рядом с иммигрантами. В настоящее время эта доля в населении стран мира уже около 28%. Более чем каждый четвертый житель Земли оказывается иммигрантофобом. Золотомиллиардные страны по индикаторам иммигрантофобии еще в 1990-е гг. были принципиально более толерантными. Пропагандируемая Западом идеология толерантности действительно была сдерживающим от распространения определенных фобий фактором. Но наступили 2000-е гг., и от прежней толерантности не осталось и следа. Массовые беспорядки 2005 г. во Франции стали символом новой реальности. В 2010-е гг. по уровню иммигрантофобии золотомиллиардные страны фактически достигли среднемирового уровня (рис. 4.1.29)[23].

Рис. 4.1.29. Опрос "World Values Survey" в исторической динамике: Доля респондентов, нежелающих жить по соседству с иммигрантами

Между тем потоки миграции непрерывно возрастают. Учитывая имеющиеся региональные диспаритеты в материальной комфортности жизни в условиях глобального мира, возрастание иммигрантов в структуре населения благополучных стран предопределено. При превышении определенных порогов конфликты между автохтонами и аллохтонами неизбежны. За условно высокий уровень иммиграционной компоненты в структуре населения может быть принят уровень в 10% иммигрантов. В ситуации, когда каждый десятый член общества — иммигрант, конфликтный сценарий, ввиду сопоставимости сил, оказывается вероятен. Движение против иммигрантов охватило весь мир. Социальная среда для генерирования новой волны фашизации мира фактически готова (рис. 4.1.30)[24].

Рис. 4.1.30. Карта мировой иммиграции (страны мира, более 10% населения которых составляют иммигранты)

По распространенности ксенофобии в мире достигнут уровень, имевший место для обеих мировых войн. Фактически наблюдается вторая волна фашизации массового сознания. Ниже приведены данные по иммиграции в США. Чем выше был миграционный приток, тем более враждебным становилось отношение автохтонного населения к мигрантам (рис. 4.1.31)[25].

Рис. 4.1.31. Приток иммигрантов в США и ксенофобия в американском обществе (количество иммигрантов в американском обществе)

Для нации иммигрантов такие настроения особенно показательны. Нелегальный иммигрант оказывается сегодня в центре неофашистского дискурса.

Иммиграционная волна, захлестнувшая современный западный мир, соотносится с его космополитизацией. Иммигрант особо легко встраивается в глобализационную модель мироустройства, определенную Ж.Аттали как "общество новых кочевников". Зачастую в современной печати используется афоризм о безнациональной "нации мигрантов". Футурологи говорят о "новом переселении народов", эпатируя западного обывателя реанимацией картин гибели Римской империи от орд варваров[26].

В свете выявления мировых миграционных трендов, концепт С.Хантингтона о "цивилизационных войнах" нуждается в некоторой корректировке. Цивилизации утратили в последнее время аспект географической локализации. Представители различных цивилизационных систем проживают ныне на одной и той же территории, в правовом отношении в равной степени защищены государством. Конструируется особая среда конфликта цивилизации, где демография выступает едва ли не основным полем соперничества. Ввиду интенсификации миграционной динамики происходит ползучая исламизация Европы. Репродуктивный потенциал иммигрантов-мусульман не идет ни в какое сравнение с уровнем рождаемости европейских резидентов.

Ислам, констатируют некоторые современные авторы, взял исторический реванш у христианского мира за поражение у Пуатье. Все вышесказанное относится в равной мере и к России, для которой миграционная волна магрибского ислама замещена ее среднеазиатским экстремистским аналогом[27].

Запад сам пробудил и вызвал на себя силы мировой миграции. Сработал маятниковый механизм хода исторического процесса. Иммиграция на Запад стала следствием осуществляемого несколько столетий западного колониального наступления на Восток. Характерно, что основное направление иммиграционных потоков направлено из бывших колоний и полуколоний в свои прежние метрополии. Российская иммиграция не является в этом отношении каким-то исключением. Массовая иммиграция предопределена диспропорциями в уровне материального обеспечения различных стран современного мира, наличием богатых и бедных популяций при формально декларируемом равноправии. Пять из шести человек современного мира проживают в малопригодных для жизни условиях, 820 млн человек на планете страдают от голода. При этом разрыв в материальном обеспечении полюсов богатства и бедности (20% самых богатых и 20% самых бедных стран) только возрастает. Выход для многих из представителей третьего мира представляется в этой ситуации более чем очевидным — переселение в страны материального благоденствия[28].

*

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

О том, что человечество семимильными шагами идет к экологической катастрофе, говорится давно. Однако в рамках существующей системы мироустройства принципиально противостоять трендам экологической деградации не удается. Статистика Всемирного Банка свидетельствует о последовательном разрушении среды обитания человека. Признаков изменения этой ситуации не обнаруживается. Потребительская мораль диктует наступление человека на природу, а, соответственно, без принципиального изменения системы ценностей угрозу экологической деградации блокировать не удастся. Не имеют перспективы предпринимаемые западными странами попытки создания зон экологического благополучия. С этой целью отходы и грязные производства выносятся из центра мир-системы на периферию. Однако природные процессы не ограничиваются государственными границами. Поражение природы в странах периферии неизбежно влияет на экологическую ситуацию в мире в целом, включая зону обитания золотомиллиардной части человечества.

Продолжается вырубка лесов (рис. 4.1.32)[29].

Рис. 4.1.32. Площадь лесов в мире

Увеличиваются объемы выбросов углекислого газа (рис. 4.1.33)[30].

Рис. 4.1.33. Объемы выбросов углекислого газа в мире

Другого ответа на вызов экологической деградации, чем смена аксиологической парадигмы существующей консъюмеристской модели мироустройства, нет.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[19] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[20] Там же.

[21] Цыганов В. В. Решения проблемы социально-экономического застоя при глобальных ограничениях роста потребления // Труды 20-й международной конференции "Проблемы управления безопасностью сложных систем" (Москва, 2012). М.: ИЦ РГГУ, 2012.

[22] URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

[23] Там же.

[24] Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: ООН, 2013. С. 182–185.

[25] Коробков А. США — страна иммигрантов // URL: http://polit.ru/article/2008/11/30/demoscope351/

[26] Модернизм и традиционализм: проблема ценностного и политического баланса России // Материалы научного семинара. Вып. No 5 (14). М.: Научный эксперт, 2008. — 224 с.; Багдасарян В. Э. Традиционализм и модернизм: проблема синергийного моделирования. Доклад.

[27] Казинцев А. На что мы променяли СССР? Симулякр, или Стекольное царство. М., 2004. С. 28, Мяло К. Россия и последние войны XX века. М., 2002.

[28] Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006. С. 12–14.

[29] URL: http://databank.worldbank. org

[30] Там же.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

689
Похожие новости
02 декабря 2016, 14:00
01 декабря 2016, 10:30
02 декабря 2016, 17:00
01 декабря 2016, 16:30
02 декабря 2016, 14:00
01 декабря 2016, 09:30
Новости партнеров
 
 
Новости партнеров
 
Комментарии
Подпишись на новости
 
Популярные новости
25 ноября 2016, 21:30
26 ноября 2016, 11:50
29 ноября 2016, 06:30
28 ноября 2016, 17:00
28 ноября 2016, 17:15
26 ноября 2016, 11:30
27 ноября 2016, 13:10